Осень – удивительное время года, каждый месяц которого красив и богат на дары. Наши предки встречали осень по-разному: у них были свои обряды и традиции. Но объединяло их одно, люди благодарили Мать-Землю за её щедрые дары. Некоторые из обычаев ушли в века, другие продолжают существовать. С небольшой частью старинных обрядов познакомились ученики школы-интерната второго и третьего класса, на мероприятии «Литературный прогноз «Осеннее настроение».
Ребята узнали о существовании у славянских народов традиции проводить праздник осенин, отличительной особенностью которого были хороводы молодых девушек вокруг пожилой женщины, державшей в руках свежий хлебный каравай.
Разнообразны и многочисленны, например, обряды и ритуалы в день осеннего равноденствия. Почему так сложилось? Дело в том, что заканчивалась пора земледелия, все собирали урожай, готовились к зиме. Большую часть населения составляли в те времена крестьяне, так что сезонность оказывала на их уклад жизни значительное влияние. Полные закрома и свободное время давали людям возможность отдохнуть.
Осенние праздники у славян часто имеют языческие и православные корни. Самыми известными были Обжинки или Дожинки (у белорусов). В девятнадцатом веке этот праздник отмечался повсеместно у славян, только в разное время, в основном в зависимости от климата. Так, у восточных славян упомянутый праздник совпадал с Успением Богородицы, а в Сибири – с праздником Воздвижения Креста Господня. В этот день люди проводили несколько осенних обрядов. Например, последний сноп жали молча, а потом женщины катались по жниве с определенными словами-песнями. На поле оставляли несколько колосьев, свитых в бороду. Этот обряд называли «завиванием бороды».
У казахского народа осенний праздник назывался «Сабан той». Были пригнаны домой табуны лошадей, отары баранов, заготовлены на зиму продукты (курт, масло, творог, талкан). Подошло время, и отдохнуть, посидеть за дастарханом с родными, друзьями.
Все собирались на «Сабан той». Аксакалы вели беседы о прошедшем лете, о собранном урожае. Женщины ловко накрывали дастархан, угощали ароматным чаем, румяными лепешками, золотистыми баурсаками. На кострах в казанах варилось мясо для бешбармака. Молодежь устраивала игры, состязания на конях «Байга», «Кокпар», «Кыз куу», «Тенге Алу».
Особенно ребят впечатлила народная забава Қыз куу (догони девушку). По правилам игры парень и девушка садятся на лошадь. Далее девушка убегает на лошади, а парень должен ее догнать. Если парень ее догоняет, то может ее поцеловать. Вот такой романтичный и красивый обычай есть у казахского народа.
Так, что смело можно сказать, что осень бывает не только серой и унылой, но яркой и вдохновляющей. Поэты, писатели и композиторы воспевали красоту увядающей природы в своих произведениях, с которыми ребят познакомила библиотекарь детского отделения: стихотворением об осени великого классика русской литературы А.С. Пушкина и классика казахской литературы А. Кунанбаева. Среди наших земляков тоже, есть поэты, славившие красоту осенней природы, один из них Валентин Коноплев с его стихотворением «Осенняя сказка», которое вы можете взять и почитать в нашей библиотеке.
Уходит осень, но оставляет приятные воспоминания, ведь она подарила нам столько красок и эмоций. Хочется, чтобы в нашей памяти остались яркие воспоминания об этом времени года, как пёстрые осенние листья.
|